Коллекции » Живопись

Живопись

Несмотря на то, что наш музей не является художественным, он обладает одним из самых значительных на Юге России собранием живописи. Коллекция насчитывает более 2 000 произведений.

Первые сведения о наличии в музее собраний портретов можно проследить по документам, отражающим подготовку к празднованию знаменательных дат: 100-летию изгнания Наполеона из России и 300-летию дома Романовых. 13 января 1913 года первый директор музея Х.И. Попов составил список «портретов живописью участников Отечественной войны 1812-1814 гг., находящихся в Атаманском доме и Донском музее» для Московского музея 1812 года.

В 1920- е годы был сформирован художественный отдел. В настоящее время Музей располагает уникальным собранием живописных и графических портретов XVIII-XIX вв. Это полотна, представляющие собственность семьи последнего на Дону наказного атамана М.Н. Граббе, изображающие как его собственных предков, так и родственников его супруги, урожденной Всеволожской. На сегодняшний день выявлено около 70 портретов, принадлежавших этой коллекции, разного размера и техники исполнения, поступивших в музей после национализации имущества бывшего атамана советской властью. Из наиболее выдающихся – портреты П. Кикина кисти В. Боровиковского, акварельный портрет матери Ивана Всеволожского – Софьи Всеволожской (урожденной княгини Трубецкой) – кисти знаменитого мастера-акварелиста Петра Федоровича Соколова. А также копию с знаменитой акварели К. Брюллова «Портрет Марии Кикиной». Помимо фамильных портретов в собрание картин из коллекции М.Н. Граббе входили произведения французских и голландских живописцев, а также итальянская живопись эпохи позднего Высокого Возрождения, в том числе копия XVI века с картины Рафаэля «Портрет Доны Мадалены Строцци», картина кисти художника круга Паоло Веронезе «Поклонение волхвов», «Мария Магдалина»

Коллекция музея продолжает пополняться. Так, всем известно, что наиболее значительным явлением в конце 1980 - начале 1990-х годов на русских торгах Парижа и Лондона было появление представителей правления Фонда культуры, Министерства культуры СССР и частных коллекционеров в аукционных залах. Те покупки, которые были сделаны тогда Фондом культуры дали значительный толчок к расцвету русских отделов «Сотбис» и «Кристис». Но мало, кто знает, что наш музей также получил тогда портрет М.И. Платова кисти Томаса Филипса, приобретенного на аукционе «Сотбис» в 1989 году.
Софья Всеволожская (урожденная княгиня Трубецкая)
Портрет Марии Петровны Кикиной в детстве
Портрет Войскового Атамана В.П. Орлова
Н.Н. Дубовской. Свежий ветер
И.И. Крылов. Степь ковыльная
"Портрет Маддалены Строци-Дони"
"Портрет М. И. Платова, войскового атамана, героя войны 1812 г."
"Портрет Кикина Петра Андреевича"
"Поклонение волхвов"
"Кающаяся Мария Магдалина"
Альбомы
  • 1 фото
    Еще одно значительное пополнение коллекции живописи связано с именем И.И. Крылова. Согласно письму Ивана Ивановича от 1935 года ещё в январе 1928 года им было передано около 20 работ в фонды музея. Однако основная часть работ поступило уже после смерти художника в 1936 году. Перед смертью И. И. Крылов участвовал в персональной выставке в Ростове-на-Дону, где экспонировалось около 200 его картин.

    В начале 1937 года 159 из 200 картин были вывезены из Ростова директором музея – Резниковым и в мае 1937 года были официально переданы музею. Предполагалось, что картины будут экспонироваться в городской картинной галерее, помещение для которой было поручено подыскать Новочеркасскому Горкомхозу. Временно же они хранились «в помещении под драмтеатром». В сентябре 1937 года для будущей галереи было передано еще 739 работ вдовой художника Е.И. Крыловой.

    Однако через год в драмтеатре произошел пожар. По документам, картины Крылова пострадали незначительно. Из описи следует, что из 900 картин, хранившихся на тот момент в пострадавшем помещении, 38 требовали реставрации. Картины были перевезены в Центральную библиотеку. Однако её помещение не годилось для хранения картин. Окончательно и бесповоротно в фонды музея картины Крылова поступили уже после освобождения Новочеркасска от фашисткой оккупации в 1943 году. Однако согласно справке, выданной дочери художника А.И. Гурьевой (Крыловой) в 1958 году в фонды музея попало 790 картин из 900, числившихся по описи 1938 года. Судьба более ста работ по сей день остается невыясненной. Собрание картин И.И. Крылова в фондах нашего музея является одним из самых крупных и ценных. И, естественно, послужило одним из сильнейших аргументов, когда решался вопрос об открытии Дома-музея художника в 1978 году.
    29.01.2016
    1 фото