Коллекции » Открытки

Открытки

Изначально коллекции «Открытки» не существовало в собрании музея, открытки поступали в музей случайно и эпизодично. При этом они были разделены по художественному принципу между фондом графики и фотографии, но в итоге, придя к выводу, что открытое письмо – новый жанр графики, сформировали отдельный фонд.
Самая ранняя открытка была закуплена музеем в 1952 году с изображением старого Новочеркасска и Ростова. Последние десятилетия фонд открыток пополняется усилиями коллекционеров и жителей города. Более 100 открыток и конвертов с изображением певцов, актеров, композиторов передала жена музыковеда П.П. Назаревского в 1997 году, после его смерти. На сегодняшний день основной и научно-вспомогательный фонды открыток составляют более 3 000 предметов. Фонд включает открытки, марки, конверты, этикетки и т.д.
Разделить весь фонд можно на три временных отрезка: дореволюционные, советские и современные. Большая часть как художественных, так и фото-открыток – поздравительные.
Первые русские открытки времен начавшейся Первой Мировой войны, когда её масштаб не был осознан в полной мере, представляют войну, как нестрашную детскую игру. На открытках военной тематики часто изображали детей в военной форме и при оружии.
В 1915-1916 годах, в период, когда война уже набрала обороты, открытка стала отражать будни войны: раненых воинов, калек, сирот и сестёр милосердия. В 1915 году Никольская община Красного креста выпустила в продажу серию открыток, иллюстрирующие эпизоды военной и тыловой жизни. Большой пласт открыток появился в это время, связанных с деятельностью благотворительных общественных организаций. К сожалению, у нас они представлены в небольшом количестве, но, тем не менее, они очень ценные. На обороте этих открыток имеется надпись: «Каждыя проданыя 2-3 открытки дают возможность изготовить респираторъ для защиты отъ удушливых газовъ», которая говорит о том, что эта открытка являлась благотворительной, и средства с её продажи пойдут на изготовление респираторов. Благотворительные открытки были довольно многочисленны. Выпускали их специально с целью сбора средств, для различных военных надобностей – они чаще всего стоили несколько дороже обычного. Музей хранит две благотворительные открытки военной тематики.
Огромный ассортимент открыток был рассчитан также на детей. В детской открытке начала 1900-х годов главенствовал «русский стиль». Появилась целая плеяда художников работавших для детской открытки, среди которых знаменита была Елизавета Меркурьевна Бём.
Елизавета Меркурьевна работала в традициях реализма, её милые белокурые, одетые либо в бедное крестьянское платье, либо в богатые одежды по моде XVII века, забавно контрастируют с текстами поговорок и присказок, внося в них, мягкий ироничный смысловой оттенок. Детские образы даже смягчают грубоватость некоторых из них. В собрании НМИДК творчество Е.М. Бём, представлено двумя открытками.
Самыми главными праздниками в России в конце 19 – начале 20 века были Рождество и Пасха. Открытки, посвященные этим торжествам, были наиболее распространены.
Причем, если в Западной Европе рождественские открытки были также в ходу, обилие пасхальных сюжетов на открытках – явление чисто русское.
Пасха – самый долгожданный праздник русского церковного календаря. С появлением в русском быту открыток их немедленно приспособили к существующим традициям. Открытки стали выполнять роль небольшого пасхального подарка.
Пасхальные и рождественские открытки сразу привлекли к себе западноевропейских художников и издателей. Открытки создавали специально для России и снабжали их соответствующими надписями на русском языке. Среди изображений преобладали зимние и весенние пейзажи во всевозможных рамочках.
В зарубежных открытках преобладали безошибочные, с коммерческой точки зрения, изобразительные приманки – умилительные детки, кошечки, цыплятки, ангелочки, бубенчики и свинки.
В конце 19 века отражалось на художественной открытке и освоение технологических новшеств. Внедрение блестящих металлических и глянцевых покрытий или рельефа в открытку осуществлялось типографиями Франции и Германии, которые освоили данные технологии раньше России.
Так же франко-немецкие издательства выпускали по московским заказам рельефные высококачественные открытки. Рельефные открытки в целом имели меньший спрос, чем обычные, поскольку на них не очень удобно писать. В коллекции музея более 10 рельефных открыток. Среди зарубежных издательств, выпускавших открытки для России, лидировали фирмы Германии.
В советские годы рождественские открытки с религиозной символикой исчезли. Основными предметами изображений были серп и молот.
В наши дни открытки не так распространены. Недавние поступления современных открыток посвящены Олимпиаде в Сочи.
Рельефная открытка «Христос Воскресе»
Рельефная открытка «Подкова»
Открытка новогодняя с декоративным блестящим покрытием "1914"
Открытка «Христос Воскресе»
Открытка «К 125-летию со дня рождения А.П. Чехова»
«Христос Воскрес!»
«Съ донесением»
«Слава Великому Октябрю»
«Поздравляю с Новым годом!»
«Наша хозяюшка…..»
«Москва замуж идет»
«И с наградой наш герой, пришёл к празднику домой"
«Госпиталь»
"С Рождеством Христовым"
"Атака"
"1 мая"
_ОФ_16875-37
Альбомы