Коллекции » Скульптура

Скульптура

Коллекция «Скульптура» из собрания музея истории донского казачества самая малочисленная из всех и составляет чуть более ста единиц хранения. Её формирование началось в середине 50-х годов ХХ века. Большая часть работ была выполнена в советское время, на заказ под конкретные тематические выставки и постоянные экспозиции. Раньше скульптура была частью коллекции «Прикладное искусство». Отдельное хранилище было оборудовано в 2008 году после реставрации и открытия «Атаманского дворца» и передачи его музею.

Самые ранние скульптуры относятся ко второй половине 18 века - это «Вакх и Ариадна», материал мрамор, место изготовления Италия. Несколько бюстов из бронзы, по размерам ближе к кабинетной скульптуре, более позднего периода, относятся к началу 19 века. Фарфоровая скульптура «Мария с Иисусом Христом и Иоанном Крестителем» сделана по модели Августа Шписа исполнена по католическим канонам. Фигура «Екатерина II» (фарфор) - по мотивам монументальной скульптуры Ф.И. Шубина, сделана в Европе.

Исполнение скульптуры из фарфора считается самым трудоемким и сложным в технологическом отношении. Виды сырья для его изготовления очень сложно найти в России. Дважды обожженная фарфоровая масса оставленная без глазури, применялась для круглой скульптуры и называлась бисквитным фарфором. Матовый блеск бисквита лучше подчеркивает индивидуальные черты, чем блеск от глазури. «Бюст Наполеона» и «Бюст Екатерины» из коллекции музея, как раз из такого вида фарфора.

Кабинетная скульптура — это особое направление в искусстве, получившее широкое развитие вначале XIX века. Из неё представлены не только тиражируемые до сих пор статуэтки по моделям Лансере, Клодта, Вольфа, но и оригиналы скульпторов Л. Позена и П.А. Самонова. Их скульптуры почти не тиражировались. «Казак на коне» П.А. Самонова и «Казак со знаменем» Л. Позена — настоящие шедевры малых форм, сделанные по заказу элитных казачьих полков.

Самая поздняя скульптура по времени создания - это «М.И. Платов и Де Волан» Окунева (2005 год) и модель памятника М.И. Платову (1993 год) скульптора А.В. Тарасенко. По количеству в коллекции больше всего скульптур, периода 50-80 годов ХХ века. В основном - это бюсты передовиков производства, Героев Социалистического Труда, военачальников, государственных деятелей, уменьшенные копии памятников героям Гражданской и Отечественной войны (1941-1945).

Основной материал - тонированный гипс. Представляют исторический интерес бюсты И.В. Сталина в детстве, юности и отрочестве, чудом сохранившееся после ХХ съезда КПСС. Неплохая подборка деревянной скульптуры на казачью тематику местных резчиков 70-80 годов ХХ в. Некоторые народные художники по дереву, романтизировавшие казачество, стояли у истоков его возрождения в постсоветский период нашей истории.

Самая большая по размеру это скульптура В.И. Ленина в полный рост. Высота составляет — 2 м 10 см. Чуть меньше по высоте, но больше по массе и объёму «Степан Разин» Е.В. Вучетича. По размерам скульптура монументальная, но не предназначена для экспонирования на открытом пространстве и считается станковой. Она сделана из тонированного под бронзу гипса. Тонировка настолько искусно выполнена, что даже скульпторы-профессионалы не сразу видят имитацию под бронзу. Е.В. Вучетич - автор с мировым именем, его скульптура «Перекуем мечи на орала» украшает здание ООН в Нью-Йорке и всем известна «Родина-мать зовет» в Волгограде на Мамаевом кургане. В нашем музее две работы известного земляка Евгения Викторовича Вучетича, вторая - бюст М.А Шолохова.
Степан Разин
Святая Мария с Христом и Иоанном Крестителем
Проект памятника Ермаку
Подхорунжий лейб-гвардии Его Императорского Величества полка
Нерон. Бюст ребенка
М.И. Платов и Ф. де Воллан
Кони на воле
Казак на коне
Екатерина II
Всадник, садящийся на коня
Бюст Эроса
Бюст художника Н.Н. Дубовского
Бюст Наполеона
Бюст М.И. Платова
Бюст М.Б. Грекова
Бюст М.А Шолохова
Бюст Великого Князя Владимира Александровича
«Вакх и Ариадна»